Шуче Нгодруп был племянником Шутона Ракпо, парамитаянского наставника из Лато, что в западном Цанге. Он очень хотел пойти к великому мастеру Сачену, но сколько ни упрашивал дядю, тот не давал на это разрешения. Однажды дядя даже отругал его, сказав: «Ты посещаешь мои подробные объяснения учения для молодых монахов, посредством которых я надеюсь принести тебе пользу. Чего ради тебе уходить?»
Шуче долго молчал, уперев взгляд в лицо дяди, а потом сказал: «В нашем парамитаянском учении говорится, что иногда мары приходят в образе настоятелей и учителей. Не таков ли ты?»
Дядя остолбенел и не в силах был ничего возразить на это. Таким образом, Шуче наконец смог отправиться в путь. Придя к великому мастеру Сачену и получив от него наставления, он рассказал великому мастеру о препятствии, с которым ему пришлось столкнуться, и говорится, что почитаемый владыка Сакьев прокомментировал это так: «Несколько более сильные слова, чем следовало – всё же ты говорил с человеком, у которого перед тем получал учения Парамитаяны и прочее».
Полностью получив наставления, Шуче сказал: «Здесь, в Тибете, мне невозможно жить. Я отправляюсь в Индию», – что и сделал.
Однажды, когда великий мастер Сачен сидел на склоне белой земли Сакья, к нему прилетел с юга гигантский гриф. Достигнув великого мастера, он обратился в монаха и выполнил простирания. Пробыв с Саченом некоторое время, он снова обратился в грифа и улетел. Все видели, что случилось, и стали спрашивать об этом Сачена. Великий мастер сказал: «Это Шуче Нгодруп прилетал из Индии. Он желал узнать, счастлив ли я».
А спустя небольшое время после того, как великий мастер Сачен скончался, было ритуальное пиршество в храме Горум, и почитаемые братья, которые его устраивали, сказали: «Вот бы и Апо Шуче был с нами в этот вечер!»
В то же мгновение раздался стук в дверь. Когда открыли, оказалось, что это Шуче. Он принёс дары – связку свежих плодов мандрагоры и несколько рисовых колосков.
«Когда ты прибыл?» – спросили его.
«Когда вы сказали, что хорошо бы мне быть здесь с вами», – ответил Шуче.
Тогда почитаемый владыка Дракпа Гьялцен сказал ему: «Нас немного здесь, а из присутствующих все обладают чистыми обетами. Яви нам чудо!»
«Пожалуйста, не проси об этом», – сказал Шуче, и казалось, что он встревожен. Однако Дракпа Гьялцен настаивал, и тогда Шуче забрался в яму за комнатой защитников, затем вылез оттуда, выполнил простирание и сел на своё место – а вслед за ним из ямы вылезло, простёрлось и село ещё семь точно таких же Шуче. Потом все Шуче растворились один в другом, и последний оставшийся улетел обратно в Индию.
Шуче – из тех, кто и теперь ещё остаётся среди живущих. Как можно понять из этого рассказа, он овладел способностью совершать чудеса и ясновидением. Так объяснял мне учитель.
***
Вот индийцы - они были просты и целостны. Разницу между своим учителем и чужим Васубандху объяснял так: "Чужого учителя просто уважаешь, а своего - уважаешь и любишь".
Сделала кусок редактуры, больше ничего сегодня не хочу делать.