July 2019

M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Охранка



Согласно сказанному в Дашачакра-кшитигарбха-сутре, каждый, кто видит, слышит, говорит, прикасается, хранит или думает об этой десятислоговой царской мантре, будет избавлен от всех страданий и несчастий.
Мангалам!

November 27th, 2010

kata_rasen: (Default)
Saturday, November 27th, 2010 12:39 pm
Снилось что-то в жанре игр типа mind control и кукла на шарнирах. Ничего интересного. Горло болит, шевелиться неохота.

НБВЖС: Хб2.
kata_rasen: (Default)
Saturday, November 27th, 2010 03:15 pm
Полечила чётки, усадив их на плетёную пятицветную нить. Авось она будет более живучей. Заменила гору Меру, убрала разграничительные бусины, из трёх больших кисточек оставила одну маленькую. В общем, от предыдущих чёток остались только основные бусины. Интересный вопрос, надо ли малу теперь освящать по новой.

***

Необходимым базисом любой буддийской практики является принятие прибежища в трёх драгоценностях.

Формальный аспект этого состоит в том, что прибежище нельзя просто взять, а надо сперва попросить, затем получить. Это если говорить о первичном принятии прибежища. Прибежище можно взять там, где оно есть. В хинаянском варианте это монах, который эн лет добросовестно соблюдал винаю. В махаянском - любой практикующий, который сам принял прибежище. Текстами допускается принятие прибежища перед изображением будды, однако условием для этого является отсутствие представителей сангхи в радиусе доступа. Обычно они в радиусе доступа всё-таки есть. Если в радиусе доступа нет не только принявших прибежище, но и изображения будды, то допускается принятие прибежища перед визуализированным буддой. Это, впрочем, в наш век легкодоступного интернета не очень актуально. В соответствии с традицией, с первого раза прибежища не дают, поэтому для доказательства серьёзности намерений просьба повторяется троекратно. Далее следует более или менее вариативная процедура, в основном состоящая из повторения формулы прибежища за тем, кто его даёт. К прибежищу, как правило (хотя и не строго обязательно), прилагается пять мирянских обетов: не убивать (не приносить вреда живым существам), не воровать (не желать не данного), не прелюбодействовать (хранить целомудрие), не лгать (не судить), не употреблять одурманивающих веществ. Конкретное содержание каждого обета варьируется в зависимости от частной традиции и способностей конкретного соискателя утягать набранные обеты. Как и в случае прибежищ, дать обеты может тот, кто сам обладает обетами.

В дальнейшем практикующий более или менее регулярно (в идеале - несколько раз на дню) производит принятие прибежища уже самостоятельно. В частности, чтобы не забыть о том, что принял прибежище. Процедура варьируется от простой рецитации формулы прибежища до сложных визуализаций. Также не возбраняется повторно брать прибежище у разных учителей. В отличие от крещения, это можно делать неоднократно.

Внутренний аспект принятия прибежища является необходимым, и вряд ли можно говорить о том, что формальное принятие прибежища как таковое оказывает значительный эффект. Так, прибежище в Будде есть выбор совершенно определённой цели, согласие с этой целью. То есть это стремление к изначально чистому состоянию ума, свободному от жадности, ненависти и невежества, и деятельности на благо живых существ. Если ум человека устремлён к противоположному, нельзя сказать, что он принял прибежище в Будде, хотя бы он и кланялся металлическим статуям по шесть раз на дню. Прибежище в Дхарме - это вести себя в соответствии с законом, а не в соответствии со своим мнением или своими желаниями. Если Будда - это цель, то Дхарма - метод достижения цели. Точность следования методу определяет направление движения - к цели, от цели или по касательной. Если человек, например, не соблюдает заповеди, то вряд ли он куда-то дойдёт, сколько бы он ни кричал о своём намерении достичь состояния Будды. Также прибежище в Дхарме подразумевает принятие всей Дхармы как пути, а не согласие лишь с частью и отбрасывание остального. Поступающий так уподобляется пациенту, который из прописанной схемы лечения принимает только те препараты, вкус которых ему нравится. Прибежище в Сангхе - это принятие тех, кто идёт к той же цели, как опоры. Принятие прибежища в Сангхе исключает позицию "одинокого волка", который намеревается дойти до цели самостоятельно, не пользуясь ничьими советами и не принимая ничьей помощи. Тот, кто внутренне не принял прибежище в Сангхе, движется очень медленно и склонен впадать в заблуждения. В различных традициях и на разных уровнях практики содержание понятия Сангха значительно варьируется, но смысл прибежища в целом остаётся сходным. Прибежище в Сангхе - это вхождение в социальную систему, которая работает на то, чтобы поддерживать практику отдельно взятого практика, а не препятствовать ей - чем, зачастую, занята вся остальная часть окружения.

Можно также рассматривать принятие прибежища как процесс слияния с объектами прибежища. Имеется в виду, что в результате прохождения пути индивидуум сам становится тремя объектами прибежища: его ум есть Будда, его речь есть Дхарма, его тело есть Сангха. В этом смысле прибежище становится принятым полностью только по достижении полного просветления. Имея это в виду, говорят о том, чтобы "идти к прибежищу", а не "принимать прибежище". Рассматривая этот аспект, Хуэйнэн говорил: "Будда - и есть просветление. Дхарма - и есть праведность. Сангха - и есть чистота", подчёркивая уже-присутствие трёх драгоценностей в сердце человека. Не будучи чем-то совершенно внешним, три драгоценности однако не должны трактоваться и как нечто совершенно внутреннее; в этом случае происходит впадение в ошибку гордости, рассмотрение себя как отдельного, вполне независимого существа. Подобно тому, как способность говорить присуща человеку, но не проявляется, если человек никогда не слышал речи, также и объекты прибежища являются глубинной природой человека, но, как правило, не могут быть найдены и узнаны им самостоятельно.