Сходила с утра к даосам, пообщалась с маленьким медведем на тему чем мальчики от девочек отличаются, маленький медведь сказал много китайских слов, которые я не поняла, сухой остаток сводится к тому, что по женской практике текстов так же мало, как и везде, и они смутные, но поначалу мальчики от девочек всё равно ничем существенно не отличаются. Концепция, что девочкам вместо живота надо делать акцент на области груди, показалась мне сомнительной, потому что работа на груди при незавершённой работе с областью живота приводит к эмоциональной нестабильности, а девочки в среднем и так избыточно эмоциональны.
Местная концепция, что сначала ставятся изолированные сокращения мышц, а потом на их основе собираются движения, мне тоже как-то не очень нравится. При заданной структуре движения нужная работа мышцами встаёт достаточно естественно, потому что в ней есть смысл, а делать бессмысленные движения мышцами тяжело и неэффективно. Если обращаться к Бернштейну, то он, например, описывал, что если человека просить просто дотянуться как можно выше, это будет одна высота, если нарисовать полосочки и попросить дотянуться до той, до какой получится, человек сможет дотянуться немного выше, а если ему надо что-то достать, он ещё выше дотянется. То есть движение хорошо работает, когда у него есть цель или хотя бы задача и плохо - когда оно сферическая лошадь в вакууме. А что касается синергий, то их действительно лучше собирать сразу целиком, потому что это очень хрупкие конструкции, плохо поддающиеся коррекции до полной автоматизации. И кусок синергии, например, я ощущаю не как кусок синергии, а как совершенно отдельную синергию, которую надо отдельно ставить.
Зато мне начали нравиться некоторые движения, которые я тут делаю, и я уже почти дозрела до того, чтобы получать удовольствие от местной физкультуры, а не только офигевать.
***
Ходила на семинар по стопам, поскольку в то же время в соседней аудитории был формирующий массаж ягодиц, то на стопах было очень камерно: все заинтересованные ушли тискать задницы, на стопах нас было всего четверо. Гуру-2 сказал, что это очень хорошо, получилось действительно не людно и спокойно, обсудили всё, что хотели. Тётенька-дерматолог, воззрившись на протёртый отвёрткой палец, сказала, что это рана-рана, велела сходить в учебную часть и стрельнуть там пластыря. Я стрельнула, заклеила, мне стало больно и неприятно, после чего я отклеила пластырь, решив, что палец лучше пусть дышит, а мять я и фалангами могу: гуру наставлял, что если какая фигня на ладони, типа царапучих мозолей, то на это у нас есть тыл, рёбра, кончики пальцев и фаланги, которыми можно делать всё то же самое.
Я задала волнующий меня вопрос про картирование стопы, гуру-2 говорит, что карта зон в разных традициях и у разных авторов отличается не принципиально, индивидуальные различия невелики и допускают смещение в пределах половины сантиметра, то есть где зона нарисована, там её, с большой вероятностью, и можно найти. Мне было очень интересно, что будет, когда мне на стопе ткнут в печень. Я думала, будет больно, оказалось, что не больнее, чем в соседние области, зато при воздействии на эту зону ощущается сильная вегетативная реакция, вроде головокружения, пробивает напрямую аж до башки. Я почти даже поверила в то, что тыком в рефлексогенную область можно что-то сделать. Правда краем сознания всё равно допускаю, что это было такое самовнушение.
На контрасте с остальной компанией внезапно поняла, как могуче гурское воспитание. Им руки ставили другие люди, у них нет навыка работы вслепую, нет рефлекса "сделал массаж - вымой руки, а потом сделай зарядку и потяни себе разгибатели", они стесняются переодеваться в одном помещении, и вообще они другие. Сегодня меня опять спрашивали, не медик ли я, а гуру-2 ещё и заподозрил, что я занимаюсь чем-то боевым. Телом палюсь, вероятно, но постеснялась спросить, чем именно палюсь. Это, я подозреваю, сказывается то, что меня воспитывало несколько ушуистов подряд. Боёвкой как таковой я не занималась ни дня, но, видимо, всё равно какой-то отпечаток на тело накладывается. Или, скорее, сначала на сознание, а потом сознанием на тело. Потому что когда осознаёшь себя потомком самураев, ну, тело специфически под это собирается.
Вообще, я поняла, что я в теле ориентируюсь уже гораздо лучше, чем мне кажется, это сегодня тоже на контрасте было очень заметно. То есть меня больше не ставит в тупик вопрос, с какой стороны у человека желудок, я могу поддержать разговор о проявлениях гипертиреоза, расположении каналов, церебральном параличе и симптоме застывшего плеча, я знаю, каким физкультурным извращением можно поработать с поясничным гиперлордозом, и могу предположить, с какой стороны логичнее начинать работать и почему холодные сухие стопы могут говорить о проблемах с головным мозгом. С гуру-2 мы чудесно пообщались, с ним как-то очень легко находится общий язык.
Завтра прихвачу планшет и флешку, заберу у гуру-2 его картинки, покажу товарищам андроидную софтину со шпаргалкой по зонам. Гуру-2 сказал, что он ни разу не видел человека, который с ходу смог бы утрамбовать в память карту зон на ноге, и что да, поначалу все пользуются шпаргалками.
Гуру-2 приносил игрушек, я попробовала поработать деревяшкой и камушком, желание осваивать массаж бамбуком и прочими девайсами меня на этом месте незамедлительно покинуло, потому что я поняла, что мне неприятно, когда между мной и чужим телом ещё какой-то объект. Почему-то банки меня так не раздражают, но я и работаю не одной банкой, а банкой и сразу руками, и контакт не теряется. Гуру-2, впрочем, тоже сказал, что это всё, конечно, не руки. На тайский массаж зато ещё больше хочу.
Алла прислала мне всех надлежащих заготовок для документов, сегодня во мне уже духу нету что-то делать, завтра с утра встану и буду ваять журнал, а потом пойду доучивать стопы.
Гуру-2 прекрасен, он какой-то спонтанно дружелюбный. Показывает на мне какую-то достаточно жёсткую манипуляцию, спрашивает: "Не сильно?" "Нормально". "О, - удовлетворённо хрюкает гуру, - наш человек!" "А как же вот завтра уже всё, а ещё столько интересного!" - сокрушаются наши дамы. "Да я вам свой телефон дам!" - не задумываясь, отзывается гуру. Удивительно, какие они разные. Гуру-1 блюдёт свою границу так жёстко, что даже не разрешает разговаривать с собой во время перемен. А гуру-2 ведёт себя так, словно у него границы вообще нет, или во всяком случае он вполне доверяет окружающим в том плане, что они как-нибудь сами о ней позаботятся.
***
Я для себя сегодня сформулировала, что мне близка спонтанная, свободная от искусственности педагогика. Когда у тебя нет жёстких последовательностей действий, нет предзаданного текста занятия, беседы не проигрываются по известному плану, а происходят прямо сейчас, тема во всяком случае отчасти импровизируются, наблюдения происходят не по плану, а потому что глаз упал, или что-то мимо проехало, или погода изменилась. И речь тоже не деланная, не наигранная, а такая, какой ты вообще обычно с людьми общаешься. То есть педагогика, которая похожа скорее на жизнь, чем на театр. Не зрелищная, а органичная.