Тут заиграла музыка, и все бросились танцевать. Торопыжка закружился с черноволосой Галочкой, Знайка танцевал со Снежинкой, Ворчун – с Ласточкой. И – кто бы мог подумать! – доктор Пилюлькин танцевал с Медуницей. Да, да! Медуница тоже пришла на бал. Вместо белого халата, в котором все привыкли видеть ее, она надела красивое платье с цветочками и совсем не была похожа на ту строгую Медуницу, которая так властно распоряжалась у себя в больнице. Она кружилась в танце, положив свою руку на плечо Пилюлькину, и, улыбаясь, говорила ему:
– Сознайтесь все-таки, что наш метод лечения гораздо лучше вашего. Разные ссадины, раны, царапины, синяки, чирьи и даже нарывы следует мазать медом. Мед – очень хорошее дезинфицирующее средство и предохраняет от нагноения.
– Не могу с вами согласиться, – спорил доктор Пилюлькин. – Все раны, царапины, ссадины следует мазать йодом. Йод тоже очень хорошее дезинфицирующее средство и предохраняет от нагноения.
– Но согласитесь все-таки, что ваш йод обжигает кожу, в то время как лечение медом проходит совершенно безболезненно.
– Могу согласиться, что лечение медом может оказаться подходящим только для малышек, но для малышей ваш мед совсем не годится.
– Почему же? – удивилась Медуница.
– Вы ведь сами сказали, что лечение медом проходит безболезненно.
– А вам обязательно надо, чтобы было болезненно?
– Обязательно, – ответил доктор Пилюлькин. – Если малыш полезет через забор и оцарапает ногу, то царапину надо прижечь йодом, чтобы малыш запомнил, что лазить через забор опасно, и в другой раз не лез через забор.
– А в другой раз он полезет не через забор, а заберется на крышу, упадет и разобьет себе голову, – сказала Медуница.
– Тогда мы намажем ему голову йодом, и он запомнит, что лазить на крышу тоже опасно. Йод имеет очень большое воспитательное значение.
– Доктор должен думать не о воспитательном значении, а об облегчении страданий больного, – ответила Медуница. – Своим же йодом вы только увеличиваете страдания.
– Доктор обо всем должен думать, – сказал Пилюлькин. – Конечно, если вы лечите малышек, то можете вообще ни о чем не думать, но когда вы лечите малышей…
– Поговорим лучше о чем-нибудь другом, – перебила его Медуница. – С вами просто невозможно танцевать.***
Проверила состояние конечности. Одна область отёка рассосалась, вторая стала мягкой. Йодная сетка за ночь не съедена. Сделала ещё одну аппликацию мёдом минут на сорок, перебинтовала. Завтра уже планирую разогнать пациента как симулянта. Родительница прониклась тем, что нога уже почти не болит, и вещает, как это круто - иметь в доме своего целителя.
К вопросу о травмах. Есть такое общее место, что на свежие травмы надо класть лёд. Холод обезболивает, не вопрос. Однако, во время травмы в организме от ужаса сжимаются каналы, а если на них сверху положить ещё кусок льда, их заклинивает так, что они потом не могут расклиниться. Поскольку таким образом получается область перманентно нарушенной циркуляции, традиционным образом обработанные травмы имеют свойство очень долго заживать. Тот же эффект оказывают традиционно рекомендуемые давящие повязки. Повязка, в которой организм находится сколько-то значительный промежуток времени, давить на него не должна. Она должна мешать двигаться и не давать отёку разрастаться, но не должна быть тугой и тесной, потому что это опять же приводит к нарушению циркуляции.
***
Великолепный МакМанус и история Бруннен Джи.
***
Завтра съезжу в аюрведное гнездо за сертификатом.
К вечерней проверке нога всё-таки доела вчерашний йод. Повторила йодную сетку. Бинт сняла за ненадобностью, всё равно отёк перешёл в стадию рассасывания. Хорошая штука боксёрский бинт! На ногу мотается так же удобно, как на руку, и выглядит круто. Проверила на всякий случай время травмы. Ла в это время обреталось где-то ближе к шее, то есть, по идее, не пострадало.